Рак Эмоций

Том Кенион и Хаторы
Ответить
earthsky
Администратор
Сообщения: 165
Зарегистрирован: 18 янв 2010, 01:31

Рак Эмоций

Сообщение earthsky » 07 фев 2010, 21:27

Эта идея впервые пришла мне в голову во время семинара в Анкоридже, на Аляске, несколько лет назад.
Я обучал использованию звука для раскрытия эмоций с целью психологического исцеления. Женщина, назовем её Роза, согласилась помочь мне продемонстрировать сеанс этой техники. Прежде всего, я попросил её сфокусироваться на той части тела, в которой она ощущает дискомфорт, поскольку часто кажется, что эмоции накапливаются в определённом месте в организме.
Роза сказала, что у неё болят почки. Затем она добавила, что только что выписалась из больницы, где её лечили от острой почечной недостаточности. Для неё это было очень страшное и неприятное переживание, как вы можете себе представить. Теперь она была на диализе, и её имя значилось в списке ожидающих пересадки почки.
Я показал ей, как перенести своё сознание в почки, и как при этом издавать звуки на выдохе. Я велел ей вообразить, что эти звуки исходят напрямую из почек, и прислушиваться к этим звукам самой, постепенно всё больше и больше расслабляясь на выдохе.
Как бы странно это ни звучало, сделать это довольно просто, и вскоре она начала тихонько стонать. Затем звуки изменились. Поначалу они звучали, как голос младенца, а затем стали отчаянными криками напуганного ребёнка. Все присутствующие были захвачены напряжённостью момента, глядя, как взрослая женщина сорока лет плачет, как перепуганная девочка.
Постепенно её плач стал стихать и снова перешёл в тихие стоны. Протянув руку за спину, Роз притронулась к спине в области почек и открыла глаза.
Не веря самой себе, она посмотрела на меня.
- Боль прошла, - сказала она. - Боль прошла!
Я попросил описать её внутренние переживания во время процесса, и она сказала, что вернулась в тот период жизни, когда ей было примерно два года. Она сидела на высоком стульчике, который помнила с детства. Когда её голос высвобождал запертую в почках энергию, её ум вернулся назад, к этому детскому воспоминанию. В то время её мать жила с любовником. Мать ушла на работу, и её приятель должен был присматривать за малышкой. Но он, видимо, злился, что из-за неё ему уделяют мало внимания. Вместо того, чтобы нормальлно кормить её, он кидался в неё едой. Это пугало её, и именно этот страх она переживала во время нашей демонстрации. Каким-то образом её почкам пошло на пользу то, что она вспомнила и выразила вслух этот страх из раннего детства.
В обсуждении, последовавшем за демонстрацией, одна женщина упомянула, что её брат умер от рака желудка. Странным в этом было то, что в детстве отец был с ним очень жесток. Когда он бывал пьян или просто злился, он бил сына в живот, говоря ему, что он кусок дерьма.
Переживание Розы вызвало неожиданное понимание, и сестра умершего говорила сквозь слезы. Она увидела, как ярость её отца постоянно вколачивалась в живот её брата.
Это объяснило ей рак и преждевременную смерть брата.
Мысль, что ткани тела хранят эмоции, была высказана западным психологом Вильгельмом Райхом (Wilhelm Reich). Но эта идея гораздо старше, она восходит к древнему искусству акупунктуры. Китайцы разработали эту систему медицины, основанной на тонкой энергии, тысячи лет назад, и одна из её основных концепций касается эмоций. По теории акупунктуры, различные органы склонны хранить разные типы эмоций. Например, лёгкие хранят горе и печаль, а почки - страх.
На самом ли деле страх, перенесённый этой женщиной в детстве, ослабил энергию её почек (называемую ци) и вызвал предрасположенность к почечной недостаточности? Или эти два события не были связаны? Но, были ли они связаны напрямую или нет, интересно, что повторное переживание боли и передача страха голосом уменьшили ощущение боли и дискомфорта в почках.
Я начал рассматривать эмоциональную боль и её связь с физическим здоровьем в новом свете. Но тогда, в начале 90-х годов, традиционная медицина не признавала (а по большей части и сейчас не признаёт) прямую связь эмоций со здоровьем.
Честно говоря, я думаю, что по большей части это связано с деньгами. Традиционная медицина всё больше и больше базируется на фармакологии. А крупные производители лекарств не заинтересованы спонсировать научные изыскания, которые не принесут им прибыли.
Несмотря на жёсткий контроль медицины фармацевтическими компаниями, постепенно набирает ход новая область научных изысканий. Она называется психонейроиммунологией, или изучением того, как разум влияет на здоровье. В начале 90-х годов эта только что появившаяся наука называлась психоиммунологией. Вероятно, теперь это более уважаемая область знания, раз её название стало длиннее, и его сложнее выговорить.
Но, как бы вы это ни называли, эта область медицины ясно показывает связь между нашей эмоциональной жизнью и здоровьем.
Когда нейрология и психология объединяются, чтобы познать этот ещё не изученный аспект человеческой биологии, проявляются некоторые очень интересные схемы.
Одна из областей, показывающих это наиболее ясно - это область рака. Как вы, возможно, знаете, раковые заболевания достигают в индустриально развитых странах пропорций эпидемии. И все больше научных трудов доказывают, что это происходит из-за всё возрастающего количества токсичных загрязнений в нашей пище, воздухе и воде. Но не рассчитывайте, что Большой Парень в Вашингтоне, или правительство страны, где вы живёте, что-нибудь сделают по этому поводу. Похоже, что на политической арене говорят только деньги, и на данный момент не похоже, чтобы очистка воды и воздуха была такой уж финансово выгодной.
Мне кажется интересным, что нынешние нефтяные компании США (то есть, простите, нынешняя администрация США) одним махом практически свели на нет десятки лет борьбы за защиту окружающей среды.
Но давайте вернёмся к нашей теме. Я не собирался писать политическую статью. Однако невозможно полностью отделить здоровье общества от социальных и политических вопросов. Несмотря на все их "карточные фокусы" и ловкость рук, политические лидеры не могут изменить то, что здоровье общества и качество окружающей среды тесно связаны.
Хотя качество окружающей среды наносит вред нашему здоровью, я хотел бы поговорить о другом типе окружающей среды.
Её невозможно увидеть, но можно ощутить. Это ваша эмоциональная окружающая среда. Глядя на наше общество с точки зрения психотерапевта, я вспоминаю знаменитые слова из мюзикла "Музыкальный человек": "В Ривер-Сити неприятности".
Я называю это раком эмоций, и, как любой вид рака, он может быть смертельным. Если им не заниматься, он может уничтожить жизнь. В лучшем случае, он может сделать человека психологическим инвалидом, так что он не сможет принимать жизненно важные решения. В более агрессивных формах, он может действительно разрушить биологию клеток, приводя к физическим заболеваниям.
Я заметил, что такой тип рака эмоций часто встречается в наших духовных сообществах, вне зависимости от их философских и/или религиозных верований. Тому есть причина, и я надеюсь вскоре поговорить о ней. Но сначала я хочу создать для этого некую базу.

Опасные медитации

Мой друг, живущий в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, несколько лет назад пошёл в местный магазин, торгующий натуральными продуктами питания, на лекцию о травных и гомеопатических методах лечения депрессии. В то время он и сам страдал депрессией, но был поражён, увидев, сколько пришло народу. Зал был набит битком. И, по его прикидкам, около 90% присутствовавших были практикующими медитацию людьми, следующими той или иной духовной традиции. А из них более половины были верующими буддистами!
Не знаю, как вам, а мне кажется, что тут что-то не так. А поскольку я собираюсь снимать с пьедестала некоторых идолов, позвольте мне выражаться как можно точнее.
Во-первых, я тоже практикую медитацию. Я практикую разные формы медитации в течение более чем сорока лет. К тому же я буддист. Ну, на самом деле я считаю себя тибетским буддистом, нео-язычником и даосом на полставки, но сейчас это неважно. Достаточно сказать, что я считаю основные откровения буддизма точным описанием таинства, которое мы называем сознанием. Поэтому я ничего не имею ни против собственно буддизма, ни против медитации, а только против того, как именно их практикуют. Когда их используют для проникновения в природу нашего сознания, они могут быть бесценным инструментом. Но когда их используют для того, чтобы избежать своих эмоций, они разрушительны. И мне не важно, сколько поклонов вы отвешиваете, сколько ароматических палочек сжигаете, или как долго сидите, прижав зад к подушке и погрузившись в созерцание - такая медитация не ведёт к просветлению.
Мне кажется, что на той лекции было так много медитаторов, потому что они использовали медитацию как наркотик.
Они узнали, что могут использовать медитацию для того, чтобы избежать эмоциональной боли. Надо отметить, что большинство медитирующих не понимают, что делают это, чтобы избежать болезненных эмоций. Они просто знают, что чувствуют себя неприятно, если не отводят времени на медитацию. Одно дело наслаждаться ландшафтами сознания, которые открывает медитация. Совсем другое - зависеть от неё для приятных ощущений.
Такой тип квази-медитации оказывает успокаивающее, седативное влияние на сознание, притупляя или уменьшая (на время) эмоциональную боль. Это происходит за счёт изменения количества серотонина в мозгу. Другими словами, это наркотический кайф. Мозг - огромная фармацевтическая фабрика, дающая сто очков вперед даже самым современным производителям лекарств.
Мозг способен синтезировать массу психоативных веществ, и "словить кайф" просто, как только вы научитесь это делать. Очень многие медитирующие люди на самом деле просто ловят кайф. Прошу заметить, я ничего не имею против кайфа, особенно если он является результатом работы вашей собственной нервной системы. Но это - не проникновение в таинства собственного сознания. Это просто погружение в созданный самим медитирующим самсарический кайф.
Для тех, кто не знаком с термином "самсарический", это производное от санскритского слова "самсара", обозначающего мир иллюзий. В буддизме самсарой называется всё, что не реально. Так что моё утверждение значит, что ощущение такого кайфа в медитации - это самсарическое, иллюзорное блаженство. Оно не настоящее; оно создано самим медитирующим.
Здесь всё становится несколько сложнее. Природа сознания - это блаженство (на санскрите "ананда"). Но это не похоже на то наркотическое опьянение, которое испытывают некоторые медитирующие. Блаженство бодхичитты (сознания Будды) обладает качествами постоянного расширения, и в то же время ясного присутствия. Оно ничего не избегает. Все аспекты "я" присутствуют, включая и эмоциональный.
В Медитации Бегства (придуманный мной термин) медитирующий использует вырабатываемые мозгом наркотические вещества для избежания эмоциональной боли. Такая медитация не принесет никаких по-настоящему ценных результатов. Она только поможет вам избежать восприятия своего настоящего "я".
Для нас естественно избегать боли. У всех биологических организмов есть такая врожденная тенденция. Но когда мы избегаем осознания нашей эмоциональной боли или дискомфорта, мы уменьшаем свет самоосознания. А для любого человека на духовном пути это анафема.
Медитация Бегства - это только один из способов избежать болезненных эмоций, хотя и очень хитрый. Другой популярный среди "духовных людей" способ избежать осознания своих эмоций - это служение другим.

Служение другим как способ избежать самоосознания

Я уже сказал вам, что в этой статье буду снимать идолов с пьедестала, так что позвольте мне ещё раз объяснить то, что я говорю. Я не говорю, что служить другим - неверно или плохо. На самом деле я думаю, что это крайне необходимо для духовного роста. Это форма бажественной любви (агапэ), выражающей себя через человеческую любовь (филиос). Многие эзотерические и мистические традиции утверждают, что источник всего на свете (можете назвать это Богом, если хотите) может проявить свою любовь к нам только через действия других людей. Таким образом, мы необходимы божественному началу. Без нас оно не может выразить свою бесконечную любовь в этом мире.
Но для многих людей на духовном пути служение другим - это способ избежать осознания своей собственной боли и потребностей. Эта стратегия, как правило, подсознательная, в ней мало или вовсе нет осознания своих скрытых побуждений. Но, фокусируясь на нуждах другого человека, мы с лёгкостью теряем себя и избегаем осознания наших собственных нужд.
Говорят, что лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать, так что я хочу показать вам один пример. Центральной фигурой здесь является мощная целительница, направленная ко мне озабоченными друзьями. Она была знаменитой во всём мире врачевательницей, и к ней съезжались люди со всего света. Хотя она многих исцелила, сама она была больна. У неё часто бывали необъяснимые приступы усталости, но медицинские анализы ничего не могли показать.

Больная целительница

Первое, что меня поразило, была её манера держаться. Это, несомненно, была властная женщина с очень сильным характером и острым умом. Она была ужасно расстроена тем, что оказалась неспособна самостоятельно исцелиться от "этого".
Она долго отмахивалась от советов друзей посетить меня, но недавний инцидент заставил её решиться. В то время у неё как раз был очередной приступ хронической усталости. Поздним вечером к ней пришли посетители. Они прибыли к ней издалека, и человек, которого они привезли с собой, страдал от болезни, которую диагностировали как смертельную. Несмотря на то, что сама была ужасно усталой, Лили (имя не настоящее) занималась этим человеком всю ночь и весь следующий день.
В болезни произошёл перелом, и этот человек чудесным образом выжил. Посетители ушли, чувствуя глубокую благодарность к чудесной целительнице. Лили была довольна, что послужила желанию духа несмотря на то, что растратила на это весь свой запас энергии.
И тут Лили наткнулась на "стену". Любой целитель, слишком выложившийся в процессе исцеления, знает, что такое "стена". Это энергетический блок, влияющий на нервную систему. Её тело болело. Её лихорадило, она чувствовала слабость. Пару дней она находилась между мирами, не будучи в состоянии даже встать с кровати и поесть. Во время этого путешествия она встретила сама себя. Она поняла, что, если не изменит что-то в методе своей работы, её служение человечеству в конце концов убьет её.
Всё дело в том, что Лили не умела сказать "нет". Она чувствовала, что все, кто приходит к ней, "посланы духом", и она должна с ними работать. Не важно, день на дворе или ночь. И нужды этих людей становились для неё важнее даже, чем нужды её собственных детей. Дети Лили выражали свой протест против этого, но она просто приписывала это их подростковому возрасту.
Я спросил её, как прошло её детство.
- При чем здесь это? - спросила она. Она не доверяла психологам и их постоянному копанию в прошлом.
- Каким бы странным это ни казалось, я считаю, что события детства часто маскируются во взрослой жизни.
- Я разбирала всё это до бесконечности, - ответила она.
- Тогда просто сделайте мне приятно, - сказал я. - Обещаю, что мы не задержимся на этом надолго. Мне просто нужна общая картина семьи.
Лили совершенно спокойно рассказала мне, что её мать умерла, когда ей было девять лет. Она была самой старшей из семерых детей и быстро взяла на себя роль матери для младших братьев и сестёр. Когда они болели, она бодрствовала по ночам, ухаживая за ними. Именно тогда Лили и обнаружила свой талант целительницы. Она не знала, как она это делает, но она могла положить руки на больного и сделать так, чтобы ему стало лучше.
- Что ж, Лили... вы чувствовали себя виноватой в смерти своей матери?
- В каком смысле? - спросила она вызывающим тоном.
- Ну, кажется, раз вы узнали о своём таланте целительницы после её смерти, вы можете сожалеть, что не раскрыли его в себе раньше, чтобы исцелить маму.
- Но мне было всего девять лет, когда она умерла! - в голосе Лили слышалось явное отчаяние.
- Знаю... знаю. И вы ничего не могли сделать, - я подождал, чтобы дать смыслу моих слов дойти до неё.
Лили начала всхлипывать, и огромный вес сорока с лишним лет сдерживаемого горя и тоски начал покидать её.
Спустя несколько минут мы продолжили разговор. Стало ясно, что Лили руководствовалась непризнанной болью и горем, связанными со смертью её матери. Поскольку Лили не признавала связанной с этим эмоциональной боли, она проецировала её на людей, приходивших к ней за исцелением.
Она привыкла ухаживать за людьми, ведь она начала делать это в очень юном возрасте. И она прекрасно умела это делать. Лили, несомненно, помогла сотням людей.
Но она забросила себя. Слишком фокусируясь на нуждах других людей, она потеряла из виду собственные, даже такие простые, как потребность в отдыхе.
Ситуация усугублялась высокой степенью её духовного роста. Да, каким бы странным это ни казалось, духовное развитие вовсе не обязательно приносит психологическое или физическое благополучие.
Она испытывала глубокое сострадание к другим, дополненное желанием помочь. Но она не включала себя в это уравнение. Если кто-то страдал, ей казалось, что его потребности были гораздо важнее её собственных нужд, или даже нужд её детей.
Но в мире воплощенных существ это не работает. У людей, как у биологических организмов, есть потребности, которые необходимо удовлетворять. Если этого не происходит, мы платим за это физическими или ментальными расстройствами.
Лили не удовлетворяла свои собственные потребности и поплатилась за это. Она стала жертвой рака эмоций.
Рак возникает, когда клетки начинают бесконтрольно размножаться. Если их не остановить, они будут убивать здоровые клетки, и в конце концов погубят весь организм.
Рак эмоций действует сходным образом. Непризнанная эмоциональная схема начинает размножаться. В данном случае, схемой Лили была потребность ухаживать за другими, чтобы избежать чувства боли, вызванного смертью ее матери. Проблема была не в том, что Лили занималась целительством, а в том, что она не могла понять, когда перенапрягалась.
Но, живя в клещах рака эмоций, она не имела права или позволения заниматься собой, если рядом был кто-то, нуждающийся в помощи. Поступить так казалось ей "эгоистичным". Более того, если бы она уделила себе время, когда другие люди страдают, ей пришлось бы столкнуться лицом к лицу с непризнанными чувствами, связанными со смертью её матери.
Ситуация ещё усложнялась верой Лили в духовное служение через самопожертвование. Это старая духовная схема, присутствующая на этой Земле уже очень давно. И Лили приняла её как часть своей духовности. Скажу честно, я считаю, что иногда самопожертвование может быть благородным поступком, но хроническое неосознанное самопожертвование просто глупо.
В поисках способа интеграции своего нового понимания в целительскую практику, Лили пришлось достичь более глубокого понимания соотношения своих нужд с потребностями других людей.
Если бы она не смогла принять свои нужды как часть своих представлений о себе и мире, рак эмоций рано или поздно убил бы её. Поймите меня правильно, эмоциональные схемы не убивают напрямую. Но они ведут к саморазрушительным схемам поведения. Если бы Лили не начала уделять себе время для отдыха, она просто выгорела бы - или даже хуже, заболела бы.
В некоторых случаях рак эмоций становится физическим раком. До недавнего времени механизм превращения эмоции в болезнь был неизвестен, но работы доктора Кэндейси Перт (Candace Pert) и концепция нейропептидов помогают объяснить эту загадку.
Современная теория нейропептидов утверждает, что эти высокоактивные биохимические активизаторы взаимодействуют с рецепторами на оболочке клеток. По словам доктора Перт, подавленные эмоции хранятся в организме при помощи нейропептидов, а воспоминания хранятся в этих рецепторах.
Целители, ориентированные на работу с телом, давно заметили, что тело хранит воспоминания. И такой тип воспоминаний может храниться много лет.
Несколько лет назад я демонстрировал технику гипноза во время профессионального тренинга. Когда я предложил молодой пациентке вернуться в прошлое, она начала плакать. Когда она успокоилась, я спросил её, что произошло.
Она сказала, что вернулась в то время, когда ей было семь или восемь лет. Она играла в софтбол (разновидность бейсбола - прим. перев.) и получила удар битой по лицу. Её отец был тренером команды, и она помнила, что не плакала, получив удар. На пути домой отец сказал, что гордится ей за то, что она не плакала.
Во время краткого сеанса гипноза она пережила эту боль так ясно, как будто её снова ударили. Обратите внимание, это не было воспоминание о боли, а самая что ни на есть реальная боль!
Более того, она вдруг поняла, что её отец всегда хотел иметь сына, а не дочь. Она всю жизнь пыталась соответствовать ожиданиям своего отца.
Во время моих терапевтических сеансов я наблюдал, как сотни людей переживали боль прошлого. И, основываясь на своей более чем двадцатилетней практике, я могу сказать, что теория доктора Перт, или какая-то её вариация, окажется верной.
Хотя большинство людей не особенно интересуются биохимией и механизмами, вызывающими болезнь, они интересуются тем, как поддержать своё здоровье.
Я назвал эту статью "Рак эмоций", потому что верю, что вредоносные эмоции на самом деле становятся болезнью. Не поймите меня неверно, я не считаю, что все болезни вызваны непризнанными негативными эмоциями. Некоторые из них, несомненно, имеют физические причины. Но корни некоторых из них находятся в эмоциональных схемах, и яснее всего это видно на примере физических форм рака.

Психология рака

Чем более подробно изучается психология раковых больных, тем заметнее становятся некоторые интересные тенденции.
Например, многие психологи замечают, что частью психологии женщин, страдающих раком груди, часто является самопожертвование. Эти женищины также часто считают, что не имеют права удовлетворять свои собственные потребности. Они заботятся обо всех вокруг, постоянно откладывая заботу о себе на потом. Их потребности, выражаясь фигурально, откладываются в долгий ящик. Многие раковые больные стараются вести себя скромно и быть "милыми людьми" вне зависимости от ситуации.
Основная функция иммунной системы - отличать "своё" от "чуждого". Это делается при помощи множества различных процессов, включая использование рецепторов на оболочке клеток.
Если чужеродное тело (например, бактерия или вирус) проникает в организм, иммунная система посылает массу специализированных клеток, таких как Т-киллеры и микрофаги, к месту вторжения. Эти микроскопические воины сдерживают чужаков и уничтожают их.
Я считаю, что на уровне эмоций у нас происходят сходные процессы. Функция эмоциональной иммунной системы - тоже отличать "своё" от "чуждого". Если кто-то "вреден", жесток к нам, наш эмоциональный иммунитет отдаляет нас от него. У нас есть здоровое чувство психологической автономности. Мы признаём, что мы - отдельное существо, и что мы не обязаны принимать насилие других.
Но так происходит только при здоровой эмоциональной иммунной системе. Если она повреждена, мы будем принимать насилие или манипуляции других людей. В таких случаях нет непреложного чувства психологической автономии, и у нас не будет права не принять насилие.
Насилие может принимать различные формы. Физическое насилие ясно заметно; психологическое и эмоциональное насилие заметить сложнее. Но вредоносные элементы насилия (не важно, физическое ли оно, ментальное или эмоциональное) всегда сходны в том, что они разрушительны для эмоционального иммунитета.
Джоан (имя не настоящее) подвергалась сексуальному насилию отца, который, по иронии судьбы, был пастором. Он занимал высокое положение в большой конгрегации и вёл, казалось бы, двойную жизнь. Хотя физическое насилие прекратилось, когда Джоан было около 12-ти лет, эмоциональное насилие продолжалось. Властный отец контролировал каждое её движение и принижал ценность любого её достижения.
По своему собственному определению, Джоан была идеальной дочерью пастора. Она всегда улыбалась, всегда знала, что сказать, чтобы человеку стало лучше. Когда родителей не было дома, она часто консультировала прихожан.
Во время учёбы в школе и в колледже она была очень популярна и имела много друзей. Но чего-то не хватало. Она отдалилась от собственных эмоций, и, хотя она всегда знала, что делать в обществе, она понятия не имела, что делать, оставаясь наедине с собой. У неё украли чувство собственного "я", и даже самая лучшая компания не могла это исправить.
Во время учёбы в колледже у Джоан было две нежеланные внебрачные беременности. В первый раз она, к ужасу родителей, сделала аборт. Забеременев снова, она решила оставить ребенка. Позже, размышляя об этом решении, Джоан сказала мне, что просто не могла вынести осуждение родителей второй раз.
Все считали, что Джоан ведёт счастливую жизнь. Она вышла замуж и родила второго ребенка. Всё шло хорошо - по крайней мере, внешне. Но когда Джоан исполнилось сорок лет, ей стал сниться повторяющийся сон. Он преследовал её в течение трех лет, разной степени силы и в разных местах, но всегда с одной и той же темой.
За ней гналась чёрная женщина. Это было существо чернее смоли, чернее самой чёрной ночи. Она была страшной, часто скалила зубы и шипела. Она всегда говорила одно и то же: "Изменись, или я убью тебя!"
Примерно через три года эти сны прекратились. Джоан, по её собственным словам, вовсе не изменилась. А потом, примерно два года спустя, у Джоан диагностировали рак груди.
Чёрная женщина была посланцем из глубин, на которого Джоан не обратила внимания. Какая-то часть настоящего "я" Джоан злилась. Вот почему тёмная фигура скалила зубы и шипела, как змея. Этот посланец из подсознания посылал сигналы бедствия. Что-то должно было измениться, или жизнь не могла более продолжаться. Это "что-то", что нужно было изменить, было жизненным кредо Джоан - жить для других, а не для себя.
В конце концов Джоан скончалась от болезни, несмотря на все попытки медиков вылечить её.
Я упомянул этот случай потому, что это горький пример того, что я называю раком эмоций, и того, чего он может стоить.
Чувство собственного "я" Джоан было насильно нарушено её отцом, и её эмоциональный иммунитет был поврежден. На глубоком эмоциональном уровне она чувствовала, что у неё нет права делать свой выбор, отличный от того, что выбирают окружающие. Рак эмоций разрастался, и она чувствовала себя всё более беспомощной. Её отношения с людьми становились все больше и больше похожими на паутину. Джоан была очень психически чувствительной и часто ощущала желания окружающих её людей. Она сторонилась толпы; конфликт желаний массы людей слишком сильно давил на неё.
Джоан сама заметила иронию в том, что у неё развился рак груди. Она сказала мне, что долгие годы чувствовала себя невольной матерью всего мира.
Джоан не смогла понять, как восстановить чувство собственного "я", дающее жизнь. Она оказалась неспособной изменить свой внутренний мир, и тёмная фигура из её подсознания пришла и забрала её.

Исцеление от рака

Люди, исцелившиеся от таких страшных болезней, как рак, часто говорят о переносе фокуса с нужд других людей на собственные потребности. Такой мощный поворот в психологической ориентации, похоже, высвобождает огромное количество целительной энергии. Вероятно, такие перемены вызывают выброс целительных нейропептидов в организме. Но, каким бы ни был физиологический механизм, фокусировка на насущных потребностях собственного "я" исцеляет.
У меня есть знакомая, пережившая это много лет назад. У неё диагностировали смертельную стадию рака, и врачи посоветовали ей "привести дела в порядок". Она пошла домой и сообщила своим пораженным родственникам, что покидает их. Она сказала, что, раз её жизнь подходит к концу, она сделает то, о чём всегда мечтала - поедет в Японию. Она улетела в Токио и так хорошо повеселилась, путешествуя по Японии и другим странам Азии, что у неё наступила ремиссия!

Создание эмоционального иммунитета

Хорошо известно, что мы можем укрепить свою физическую иммунную систему, изменив образ жизни. Менее известно, что мы можем также усилить и свою эмоциональную иммунную систему.
Первым делом надо разобраться, страдает ли человек от ослабления эмоциональной иммунной системы. Здоровая эмоциональная иммунная система базируется на способности распознать настоящие потребности человека (в отличие от его желаний), а также на внутреннем разрешении удовлетворить эти потребности. Она также включает в себя ясное ощущение себя как автономного существа, отдельного от других.
Иногда это кажется проблематичным людям, идущим по пути духовности. Это потому, что на уровне сердца мы признаём, что все мы - Одно. Мы видим, что есть одна жизнь, одно сознание, живущее в мириадах форм. Когда пространство сердца активизировано, у нас появляется естетсвенное чувство взаимосвязанности с другими. А с точки зрения высшего сознания нет отдельного от других "я".
Хотя это и так, верно также, что у нас есть тело, отдельное от других тел. И врожденный разум нашего биологического устройства требует, чтобы мы уважали эти различия. Если этого не будет, мы заболеем. Наша иммунная система беспрекословно следует этому закону природы.
Наша эмоциональная иммунная система также следует этому закону. Если мы не осознаем психологически вредные элементы и не начнём их избегать, мы заболеем, либо на эмоциональном, либо на физическом уровне.
Надеюсь, вам понятно, что рак эмоций возникает в результате нарушения чувства собственного "я". Как правило, это происходит в результате какой-либо формы насилия. Физическое, сексуальное и эмоциональное насилие мы научились распознавать, но есть одна форма насилия, которая часто остаётся незамеченной. Я называю это духовным насилием.
В своей самой простой форме, духовное насилие склоняет человека забыть самого себя. Собственные нужды подменяются идеалами, которые воспринимаются как нечто гораздо более возвышенное, чем жалкое собственное "я". Такой духовный грабёж встречается во множестве форм, и ни одна духовная школа не гарантирована от него. Если вы оказываетесь в группе или сталкиваетесь с учением, которое отрицает ценность ваших чувств и/или не уважает ваши потребности, я советую вам "уносить ноги, пока целы"!
Я говорю это потому, что корень слова "святость" (holy) значит "делать целым" (to make whole). То, что усиливает нашу целостность - свято, а то, что её уменьшает - богохульно. Задача восстановления, вспоминания себя через культивацию эмоционального осознания - священный труд.
Наконец, чтобы защитить свой эмоциональный иммунитет, необходимо обращать внимание на свои потребности. Во-первых, мы должны разрешить себе признаться, что они у нас есть. А во-вторых, необходимо найти способ сочетать наши потребности с мириадами требований повседневной жизни. Это непростая задача, особенно в обществе, которое, кажется, на все готово, лишь бы избежать осознания "я".
Часто на человека оказывается мощное общественное давление, чтобы он не осознавал свои настоящие потребности и чувства - особенно в "духовных сообществах". Я, например, заметил, что те, кому неудобны собственные нужды и эмоции, часто испытывают неловкость, столкнувшись с потребностями и чувствами других людей.
А что Вы делаете со своими чувствами, когда они противоречат чувствам окружающих? Что Вы делаете, когда ваши нужды отличаются от нужд окружающих? Это очень важные вопросы, и ваши ответы на них сильно влияют на ваш эмоциональный иммунитет.
Для тех, кто выбирает священный труд вспоминания себя, другого пути нет. Нужно найти способ стать честными с самими собой и удовлетворять свои потребности, живя в мире, который не поддерживает самоосознание и честность.
Это сложно, но это одна из лучших игр в этом мире.

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yahoo [Bot] и 1 гость